воскресенье, 4 января 2009 г.

равнодушие

Крылатыми стали слова американского поэта Ричарда Эберхарта: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Может быть, именно эти слова в последние минуты своей жизни смутно припомнила молодая американка Китти Дженовезе (на портрете). Ее жизнь трагически оборвалась ранним утром 13 марта 1964 года на глазах у десятков свидетелей, ни один из которых не пришел ей на помощь. Этот инцидент получил освещение в десятках газет, но скоро забылся бы подобно тысячам других «маленьких трагедий большого города». Однако психологи по сей день продолжают обсуждать «случай Дженовезе» в безуспешных попытках понять темные стороны человеческой натуры (этот инцидент упоминается в широко известных у нас учебниках Жо Годфруа, Эллиота Аронсона и др.).
В ту ночь (шел четвертый час) молодая официантка возвращалась с ночной смены. Нью-Йорк — не самый спокойный город на Земле, и она, наверное, чувствовала себя не очень уютно, шагая в одиночестве по пустынным ночным улицам. Смутные опасения материализовались в кровавый кошмар у самого порога ее дома. Здесь на нее было совершено жестокое немотивированное нападение.
Возможно, нападавший страдал психической болезнью или был одурманен наркотиками — выяснить его мотивы не удалось, потому что он так и не был пойман. Преступник принялся избивать беззащитную жертву, потом нанес ей несколько ударов ножом. Китти вырывалась и отчаянно звала на помощь. Ее душераздирающие крики разбудили всю округу: десятки жильцов многоквартирного дома, в котором она жила, прильнули к окнам и наблюдали происходящее. Но ни один при этом и пальцем не пошевелил, чтобы оказать ей помощь. Более того — никто не удосужился хотя бы поднять телефонную трубку и вызвать полицию. Запоздалый звонок последовал лишь тогда, когда спасти несчастную было уже невозможно (на фото справа — улица, где произошла трагедия).

Этот случай наводит на самые невеселые размышления о человеческой природе. Неужели принцип «Моя хата с краю» для большинства людей перевешивает естественное, казалось бы, сострадание к беззащитной жертве? По горячим следам психологи опросили 38 свидетелей ночного инцидента. Вразумительного ответа о мотивах их безучастного поведения получить так и не удалось.
Тогда было организовано несколько экспериментов (не очень-то этичных, ибо они носили откровенно провокационный характер): психологи инсценировали некий инцидент, в котором подставное лицо оказывалось в угрожающей ситуации, и наблюдали за реакцией свидетелей. Результаты оказались неутешительны — мало кто поспешил на выручку ближнему. Впрочем, не было даже нужды в особых экспериментах — в реальной жизни оказалось достаточно подобных коллизий, многие из которых описаны в прессе. Зафиксировано множество примеров того, как человек, пострадавший от нападения, несчастного случая или внезапного приступа, подолгу не мог получить необходимой помощи, хотя мимо него проходили десятки и даже сотни людей (одна американка, сломавшая ногу, почти час пролежала в шоке посреди самой многолюдной улицы Нью-Йорка — Пятой авеню).

Кое-какие выводы из провокационных экспериментов и простых житейских наблюдений все же удалось сделать. Оказалось, что само количество наблюдателей выступает не просто впечатляющей цифрой, вопиющим свидетельством массовой душевной черствости, но и сильным деморализующим фактором. Чем больше посторонних наблюдают беспомощность жертвы, тем меньше оказывается для нее вероятность получить помощь от кого-либо из них. И напротив, если свидетелей немного, то кем-то из них поддержка, скорее всего, будет оказана.
Если свидетель и вовсе один, вероятность этого еще более возрастает. Характерно, что часто единственный свидетель невольно озирается по сторонам, словно желая сверить свое поведение с поведением окружающих (или найти кого-то, на кого можно было бы переложить свалившуюся вдруг ответственность?). Поскольку окружающих не оказывается, приходится действовать самому, в соответствии со своими нравственными представлениями. Разумеется, и тут люди ведут себя по-разному, но, наверное, именно такая ситуация личной ответственности и выступает своеобразным нравственным тестом: «Если не я, то кто?»
Наоборот, при виде тех, кто не реагирует на происходящее, человек невольно задается вопросом: «Мне что — больше всех надо?»
Психологи отмечают: в подобных критических ситуациях крайнюю безучастность гораздо более склонны проявлять обитатели крупных перенаселенных мегаполисов, чем жители сельской местности и небольших городков. Наверное, прав был Гюго, заметивший: «Нигде не чувствуешь себя таким одиноким, как в толпе».
Анонимность большого города, где все друг другу безразличны, все чужие, каждый сам за себя, приводит к тяжелым моральным деформациям. Горожанин постепенно обрастает скорлупой равнодушия, не отдавая себе отчета, что, случись беда с ним, сотни прохожих перешагнут через него, не обращая внимания на его страдания.
В такой бездушной атмосфере истощается душа, рано или поздно происходит эмоциональный и нравственный надлом. И человек спешит к психологу, чтобы спастись от духовной нищеты. Квалифицированных психологов сегодня много. Хороших — меньше. Потому что хороший психолог, по верному наблюдению Сиднея Джурарда, это в первую очередь хороший человек. По крайней мере, он не должен быть похож на тех, кто много лет назад мартовским утром глазел на мучительную смерть Китти Дженовезе.

____________________________________________________________________

Жители коммуналки всю ночь наблюдали за тем, как под их окном гастарбайтер насиловал и душил школьницу
10.10.2008

В последние дни Интернет буквально забит сообщениями о трагедии, которая произошла в Можайском районе столицы на улице Кубинка. Там, в 30 метрах от родной школы № 714, была изнасилована и убита десятиклассница Анна Бешнова. Тело 15-летней девушки обнаружили прохожие 1 октября в 10 часов утра.

- У нас улица маленькая, дома пятиэтажные, квартиры коммунальные, - рассказывает местный житель Андрей. - Все бывшие рабочие заводов, что в округе, все друг друга знают. Потому молодежь гуляет допоздна, знает, что никто пальцем не тронет. А тут...

Директор школы Ирина Ячменева организовала похороны. Аню одели в свадебное платье, гроб несли одноклассники.

Из-за молчания милиции и прессы по всему району ходят жуткие слухи.
Ане Бешновой было всего 15 лет.

- Слишком часто стали у нас дети гибнуть, - судачат бабульки на лавке. - Вот, говорят, на улице Толбухина двух девочек убили, а на Багрицкого - мальчика и девочку.

Нам эти слухи не подтвердили ни в милиции, ни в прокуратуре. Но народ-то паникует...

Вчера со дня смерти Ани исполнилось 9 дней. В опустевшей квартире зажигает свечу ее мать Татьяна.

- Она у меня хорошая была, красивая, - Татьяна едва сдерживает слезы. - В школе училась без троек. Я ее с четырех лет воспитывала одна, в последние восемь месяцев у нас бабушку парализовало, так она мне помогала всегда. Был у нее и друг в соседнем районе,

19-летний Виталий. Они встречались по вечерам. Так случилось и в тот день, она пошла к нему в гости. А в час ночи я посла ей SMS, чтобы она немедленно возвращалась. Виталий обычно всегда ее провожал до квартиры, но в тот вечер они повздорили, и она побежала одна. Видно, кто-то за ней увязался... Этот изверг отбил дочке печень, патологоанатомы сказали. Когда ее насиловали и убивали, Анютка уже была без сознания. А самое страшное, что все это видели соседи.
Мать погибшей Анны Татьяна Бешнова.

У ее портрета дома горит свеча и лежит хлеб.

- Кто?!

- 18-летний парень из соседнего дома и его сестра. Но видя, что Аня не сопротивляется, они решили, что это просто пьяная парочка... И все это время наблюдали за убийством моей девочки.

- Я проснулся около двух часов ночи от странных звуков, - рассказывает очевидец происшествия Илья К. - Как будто под окном кто-то упал. Увидел, как прямо на улице, за моим окном, мужчина занимается с женщиной сексом. Он снял с нее куртку, расстелил ее под кустом... Мужчина был лет тридцати, в спецодежде, которую обычно носят дворники, по виду нерусский. Это продолжалось до 5 утра. Потом мы сообразили, что за окном всего пять градусов, а девушка совсем не движется... Решили вызвать милицию, смотрим, а их уже и след простыл. Только утром узнали, что это убийство. С тех пор нас возненавидели друзья Ани. Считают, что мы во всем виноваты. Но разве можно было понять, что это изнасилование? Она ведь не сопротивлялась!
Под этим кустом ее насиловал и душил неизвестный.

Так этот куст выглядит из окна жильцов дома, которые все это наблюдали но побоялись вызвать милицию.

Уже выспавшись на трупе Анны, нелюдь потащила ее под соседние окна и бросила.

К месту трагедии ежечасно несут цветы жители района, а школьники пишут записки погибшей.

Убийца перетащил тело девушки метров на 20 и исчез. Его не нашли до сих пор. Хотя в милиции говорят, что на примете у них есть несколько подозреваемых, ни один из них не задержан. А ведь прошло уже 9 дней!

Так что неудивительно, что в Интернете ультранационалисты уже сделали погибшую девочку своей иконой. В смерти ее, не дождавшись информации от следствия, уже обвинили «кавказцев». По району вихрем пронеслись нацисты, расклеив на столбах и исписав стены своими лозунгами.
Портрет Анны окружают цветы и опавшая листва.

А друзья и одноклассники Анны поклялись на ее могиле сами найти и наказать преступников.

Но, может, это все-таки дело милиции?

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Кто кого перемолчит?

Странная и страшная история. Она, словно лакмусовая бумажка, показывает состояние нашего общества. Свидетели, которые несколько часов пялятся через стекло на увлекательное шоу, и не подумав набрать «02». Семья без отца, где мать позволяет дочке по ночам встречаться со взрослым парнем. Резкое обострение ситуации, как только появляется подозрение, что преступник - мигрант. И, конечно, милиция, за 9 дней не нашедшая никаких зацепок в расследовании преступления, у которого было столько свидетелей.

Но чем упорнее отмалчиваются официальные структуры, тем больше нехороших мыслей зреет в головах у обывателей. А начитавшись в Интернете манифестов вроде «Русских девочек убивают гастарбайтеры, а милиция никого не ищет», молодой парень поневоле сожмет кулаки. И мы получим десятки новых Артуров Рыно, десятки новых смертей и искалеченных судеб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий