суббота, 17 октября 2009 г.

терминология особых людей

Опу́щенный (пидор, петух, обиженный, вафлёр, маргаритка, машка, дунька, василиса — понятия не полностью синонимичны, см. ниже) — представитель низшей касты заключённых в российских пенитенциарных заведениях. Обычно считается, что «опущенные» — это заключённые, которые вступают в гомосексуальные контакты в пассивной роли (добровольно или принудительно), хотя на практике это не совсем верно — «опущенным» может стать и заключённый, не вступавший в такие контакты (в этом случае заключённый часто может «доказать» свою непринадлежность к данной касте). Обратное же утверждение верно всегда — каждый заключённый, хотя бы один раз вступивший в гомосексуальный контакт в качестве пассивного партнёра, автоматически считается опущенным.

Содержание

[убрать]

[править] История

Существуют различные точки зрения о происхождении данного явления. Согласно одной из них[1], причина заключается в реформе пенитенциарной системы 1961 года, когда места лишения свободы были поделены на несколько режимов, в результате чего основная масса «первоходочников» оказалась отделена от рецидивистов и от накопленного ими опыта жизни в тюрьме. В результате среди заключённых стал распространяться ранее не характерный обычай наказания виновного в виде насильственного обращения его в пассивного гомосексуалиста. В то же время известны случаи «опускания» в тюрьме в качестве гражданской казни бывших представителей власти ещё в конце 30-х годов.

[править] Терминология

Все понятия: «обиженый», «петух», «пидор», «опущенный» и т. д. означают представителя низшей касты заключённых, однако их смысл может несколько различаться. Устоявшихся правил употребления того или иного слова нет, в одних источниках эти понятия употребляются как полные синонимы, в других указывается на различие между ними. Например, в книге «Всё о жизни в тюрьме» [1] указывается, что «опущенный» — это заключённый, насильственно или добровольно ставший пассивным гомосексуалистом, а «обиженный» — представитель этой касты, не вступавший в гомосексуальные контакты. В других источниках эти группы называются соответственно «проткнутые» и «непроткнутые пидоры», «рабочие петухи» и «форшмаки» и т. д.

[править] Отношение к опущенным

Опущенные — самая низшая каста в тюремной иерархии, что предопределяет их положение в местах заключения по отношению к другим заключённым: у опущенных нет никаких прав, есть только обязанности и запреты.

В отношении опущенных существует множество табу, причём постоянно появляются новые, а сами запреты различны в разных типах тюрем. Например в т. н. «малолетках» табу особенно жестоки и многочисленны (считается, что большинство опущенных становятся таковыми именно в «малолетках»), во взрослых тюрьмах (особенно строгого режима) запретов не так много, а положение опущенных лучше (например, в тюрьмах строгого режима не принято бить опущенных без причины, для развлечения).

Опущенные в тюрьме или на зоне выполняют самую грязную работу, например, моют туалет, выносят парашу. К ним нельзя прикасаться (за исключением гомосексуального контакта), брать из их рук какие-либо вещи, пить и есть с ними из одной посуды, докуривать после них сигареты, их даже нельзя бить руками (ногами или какими-либо предметами можно). Существуют особые умывальники для «опущенных» (иногда помечаются краской), ложки (с пробитыми в ручках отверстиями) и т. д. Едят «опущенные», как правило, из мисок с просверленными отверстиями — чтобы содержимое не вылилось, дырку приходится затыкать пальцем. Спят они обычно под нарами возле параши или возле дверей, заходить в ту часть камеры, где живут другие заключённые, «опущенные» не имеют права. Им запрещено к чему-либо притрагиваться. Вещи, к которым притронулся опущенный, называются зашкваренными, загашенными, то есть осквернёнными, прикосновение к таким вещам может повлечь за собой попадание того, кто к ним прикоснулся, в касту опущенных, за исключением ситуации, когда необходимо передать что-либо в другую часть зоны через запретную полосу (убирать запретную полосу — «петушиная» работа). Если «петуху» приходит продуктовая передача, он, как правило, не имеет права прикасаться к ней, её распределением занимаются «авторитеты». «Опущенные» обязаны уступать дорогу заключённым из других каст, прижимаясь при этом плотно к стене; следить за тем, чтобы не приблизиться к ним менее чем на три шага. Разговоры «опущенных» с другими заключёнными без особой необходимости не поощряются; хотя разговор без физического контакта не табуируется, всё же общающийся с «опущенными» заключённый рискует потерять авторитет и быть отвергнутым.

В разных зонах существуют различные традиции сексуального «употребления» опущенных. В одних зонах «рабочие петухи» обязаны отдаваться другим заключённым по их требованию, при отказе «петуха» избивают или насилуют; иногда это приводит к тому, что петуху приходится «обслуживать» по несколько десятков человек в день. В других зонах «петухами» «пользуются» только с их согласия. «Петух» обязан принять сперму в рот или прямую кишку, чтобы не «зашкварить» какой-либо предмет или другого заключённого; нарушение этого требования наказывается избиением. После сексуального контакта принято расплатиться с «опущенным» несколькими сигаретами, куском колбасы и т. п., поскольку такая оплата превращает половой акт с «петухом» в сексуальную услугу. Заключённый, не расплачивающийся с «опущенным», рискует навлечь на себя подозрения в совершении гомосексуального акта «по любви», что может плохо для него кончиться. «Рабочим петухам» часто дают женские имена (Света, Маша, Галя и т. д.), отсюда происходят названия всей этой группы заключённых «машки», «дуньки», «василисы» и т. п. Некоторые опущенные становятся «персональными пидорами» кого-либо из занимающих высокое положение заключённых и приобретают в их лице покровителя, который защищает их от издевательств и грязной работы, сексуальных притязаний других заключённых, расплачивается с ними за сексуальные услуги ценными в тюрьме вещами, например сгущёнкой, сигаретами и т. д. Однако при этом они остаются на самой низшей ступени среди других заключённых, и при потере покровительства возвращаются на самое дно тюремного общества.

У «опущенного» нет никаких прав. Однако иногда неформальные лидеры «опущенных» (главпетухи) приобретают определённое влияние в среде заключённых, так как они могут приказать одному из своих «подчинённых» публично поцеловать заключённого из другой касты, который после этого сам немедленно становится «опущенным» (в большинстве случаев шокированный зек убивает или калечит «петуха», однако, всё же, сам теряет уважение). Это заставляет в какой-то степени считаться с их интересами.

Попав в касту опущенных, выбраться из неё невозможно: на принадлежность к «петухам» не влияют ни поведение заключённого, ни время, прошедшее с момента опускания, ни перерывы в тюремном «стаже», ни даже признание опускания данного «петуха» несоответствующим уголовным «понятиям». При переводе в новую камеру, зону и т. д. опущенный обязан немедленно сообщить другим заключённым о своём статусе. Скрывать свою принадлежность к «петухам» бесполезно и опасно: остальные заключённые об этом рано или поздно узнают (от других заключённых, из расспросов, по наличию следов татуировок и т. д.), и последствия для «петуха» будут тогда самыми серьёзными (вплоть до его убийства). Употребление слов «опущенный», «петух» (а также их производных и слов, связанных с этой птицей, например, «кукарекать») в адрес заключённого, не принадлежащего к данной касте, есть тягчайшее оскорбление, которое может повлечь любые последствия, вплоть до опускания самого оскорбившего и даже смерти. К такому оскорблению приравнивается и посылание кого-либо «на хуй». Тому, кто назвал другого «петухом» или послал его, предлагают обосновать своё обвинение, и, если он не может этого сделать, оскорблённый «получает» с него. Впрочем, в настоящее время эти понятия не соблюдаются так строго, и «на три буквы» посылают довольно часто безнаказанно. С другой стороны, заключённый, названный «петухом» и не «спросивший» за такое оскорбление, сам становится кандидатом в «опущенные», поскольку считается, что он согласился с тем, что он — «петух». Поэтому заключённые стараются вообще не употреблять слов петух, опущенный во избежание последствий, и даже не употребляют слова «обидеться», заменяя его словом «огорчиться».

Освободившись, «опущенные» становятся серьёзной опасностью для других представителей криминального мира — постоянные унижения, которым они подвергаются на зоне, нередко приводят к тому, что они, выйдя на свободу, мстят тем, кто над ними издевался или даже всем «блатным» подряд.[2]

[править] За что попадают в опущенные

Согласно блатным понятиям, человека можно опустить (сделать опущенным) только за очень серьёзные проступки, например:

  • Стукачество
  • Крысятничество (воровство у других заключённых; кража имущества, принадлежащего исправительному учреждению или его сотрудникам, напротив, считается доблестью)
  • Не возвращённый вовремя долг (особенно карточный); иногда условия игры могут прямо предусматривать, что проигравший становится петухом, что может использоваться для провокации, когда заключённому, ещё незнакомому с тюремными обычаями, предлагают сыграть во что-либо «на просто так», «на фуфло» (оба выражения подразумевают, что проигравший расплачивается собой, а незнание этого не является оправданием). Другой способ провокации — угостить новичка пищевыми продуктами, а затем потребовать оплаты. Но при этом обманщик сам рискует попасть в опущенные
  • Беспредел — грубейшие нарушения воровских «законов» (например, избиение и опускание других заключённых в «пресс-хате» по указанию администрации тюрьмы).

Опускание без достаточных к тому причин считается «беспределом», а совершившие его иногда сами подвергаются опусканию. Впрочем, статус самих опущенных «по беспределу» от этого не изменяется, хотя отношение к ним обычно лучше, чем к остальным петухам — их не бьют, не заставляют выполнять грязную работу, оказывать сексуальные услуги (особенно если заключённый был опущен по указанию тюремного начальства, например, за отказ сотрудничать со следствием).

В опущенные попадают ещё чушки — заключённые, которые не следят за собой, не моются, неряшливо одеваются.

Опускают также осуждённых за изнасилование и другие сексуальные преступления (особенно совершённые в отношении малолетних), бывших сотрудников правоохранительных органов (которые не попали по каким-то причинам в специальные зоны).

Прикосновение к вещам, к которым касался опущенный или на которых сперма, попавшая на них во время гомосексуального акта, может также повлечь за собой перевод в касту опущенных. В некоторых зонах прикоснувшийся к табуированному предмету должен съесть кусок мыла, чтобы не стать опущенным. Кроме того, автоматически становится «опущенным» заключённый, проведший ночь в «петушиной» камере, даже если он там ничего не ел и не прикасался к вещам опущенных.

Иногда «петухом» может стать заключённый, выполнивший какую-либо работу, связанную с сантехникой.

Лица гомосексуальной ориентации на зоне автоматически становятся опущенными, если об этом становится известно их сокамерникам; но в петухи может быть переведён и гетеросексуал, совершивший какие-либо недостойные мужчины (с точки зрения блатных «понятий») сексуальные действия (например, куннилингус). Как правило, подавляющее большинство опущенных — это мужчины гетеросексуальной ориентации. Следует отметить, что ни один заключённый не обязан рассказывать другим о своей сексуальной жизни на свободе.

Бывают и случаи добровольного перехода в «опущенные» заключённых с гомосексуальной половой ориентацией или стремящихся извлечь материальную выгоду, занимаясь гомосексуальной проституцией.

[править] Опускание

Решение об опускании (переводе в опущенные) принимает смотрящий данной камеры. Опускаемого петушат (насилуют), нередко всей камерой. Перед изнасилованием опускаемого для подавления сопротивления нередко избивают или душат полотенцем до полубессознательного состояния, иногда выбивают передние зубы (во избежание укусов при оральном сексе). Впрочем, для перевода в опущенные не обязательно изнасилование, во многих случаях заключённому просто проводят «шершавым» по губам, запарафинивают (мочатся или онанируют на лицо), обливают водой из параши, проводят тапком по губам и т. п. Иногда достаточно и постановления «авторитетов» — считать такого-то заключённого «петухом». После этого заключённый считается опущенным. Опущенному иногда насильственно делают татуировку — знак принадлежности к касте (изображение петуха или чёрта, пчёл на ягодицах, точку над верхней губой, слово пидор, узорное колечко вокруг пальца и т. д.; иногда такую татуировку по незнанию может сделать себе человек на воле, что может привести к тяжёлым для него последствиям в случае попадания в места лишения свободы или встрече с «блатными»). Иногда заключённый, совершивший серьёзный проступок, может сам перейти в опущенные, не дожидаясь неминуемого наказания (например, перенеся вещи в петушиный угол камеры). В этом случае никаких дополнительных процедур не проводится. В последние два десятилетия в тюрьмах и колониях практически не применяется «опускание»[источник не указан 146 дней]. Потому как именно из насильно «опущенных» администрация в «красных» учреждениях формирует т.н. активных пособников администрации, которых направляют на решение оперативных задач. Зачастую эти «пособники» устраивают расправу над авторитетами. Согласно нынешним понятиям, насильное «опускание» является «блядством», то есть тем поступком, который наказывается вплоть до смерти.

[править] Опущенные в других местах, кроме мест заключения

В настоящее время явление вышло за пределы мест заключения и распространилось на армию, детские дома, даже на некоторые общеобразовательные школы[источник?]. Явление, в отличие от мест лишения свободы, в этих учреждениях не является повсеместным. В отличие от мест лишения свободы, там не существует чётких правил помещения в опущенные, система запретов также отличается от тюремной. Например, мытьё туалетов в армии не является занятием исключительно низшей касты. Чаще всего опущенными становятся физически слабые, не следящие за собой или не угодившие администрации.

В детских домах, и особенно в общеобразовательных школах, изнасилование для «присвоения статуса» опущенного встречается редко. Обычно обходятся проведением половым членом по лицу, или несколько человек мочатся на опущенного.

В обычных школах чаще всего достаточно лишь «признания» кого-либо опущенным группой «авторитетов» школы. Это объясняется «свободой передвижения» учащихся обычных школ по сравнению с воспитанниками детских домов, солдатами срочной службы и, особенно, заключённых в тюрьмах.

В отличие от тюрем и зон, в детских домах и обычных школах опущенные, особенно при отсутствии изнасилования, при определённых условиях могут изменить свой «статус».

[править] Иерархия опущенных

Несмотря на то, что опущенные стоят ниже всех остальных заключённых в неофициальной тюремной иерархии, среди них также наблюдаются расслоение на главпетухов (пап, мам) более высокого положения, которые заставляют своих же товарищей по несчастью выполнять наиболее грязную работу, издеваются над ними и т. д. и простых «опущенных». «Главпетухами» часто становятся бывшие «авторитеты», попавшие в петухи за какой-либо проступок или «косяк». Особенно часто это наблюдается там, где администрация зоны или тюрьмы собирает их в отдельных отрядах или камерах (обиженках, петушатниках).

[править] Примечания

  1. 1 2 http://www.prison.org/lib/sov_pris/p2_06.htm Тюремные касты
  2. Кучинский А. В.. Тюремная энциклопедия

[править] Смотри также

[править] Ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий