суббота, 3 мая 2008 г.

К. .У меня есть определённое недовольство своим нынешним состоянием, в смысле, своей жизнью, которую мне бы хотелось изменить. У меня ощущение, что должны произойти некоторые перемены. Я начал говорить про работу. Ещё год назад были реально интересные проекты. Сейчас стало скучно, неинтересно, и с декабря прошлого года я стал ходить по собеседованиям.Пока я хотел продолжать эту консалтинговую деятельность. Месяц назад контора, на которую я надеялся - они мне отказали. В последний момент была реструктуризация, как мне сказали, и позицию закрыли. В результате чего (я понадеялся, я уже мысленно там работал) вот этот "облом" случился, я тогда сильно расстроился, и какое-то время я в этой сфере вообще ничего не делал. Что произошло сейчас - сейчас я думаю о том, что, может быть, вообще из этой отрасли уходить.

Т. А ты можешь несколько слов сказать про то, какое у тебя образование, кем ты работал, как давно ты в ХХХ (название компании)? Чего хочешь от профессии? Общий фон.

К. Мы таким образом подойдём к девушке. Которая была, и о которой я тебе говорил, и о которой я периодически почему-то вспоминаю. Может, потому что значительный кусок в жизни был.



Мне показалось странным, что К. видит какую-то логическую связь между его проблемой в профессиональной сфере и отношениями с девушкой. Как я поняла позже, анализируя эту сессию, это была первая предпосылка общности проблем в обеих сферах. Далее я продолжаю прояснять запрос.





К. По образованию я - технарь, "железячник". Это некие электронные блоки, неважно, для чего.

Т. А как профессия называется?

К. Инженер по специальности "информационные системы и технологии". Ну, это красивое название, на самом деле, кафедра приборостроения.

Т. Это высшее образование?

К. Это высшее образование, совершенно верно. До этого были два года в гимназии, в гуманитарном классе. Ладно, тогда будем хронологию по порядку.Был очень застенчивым, у чужого человека не спросишь о времени. Потом я попадаю в среду, в которой все такие отличники-лидеры. После обычной школы, "троешной", всякие тройки начинаются. Сначала брать не хотели, сказали, что я не их контингент. В этой среде я понимаю, что либо я буду более активным становиться, либо я буду один. Как-то оно так получилось, что гимназия меня развила. Был даже момент, когда я у человека его коллективчик увёл, на себя перетянул. Так получилось, что то, что мне сначала в людях не нравилось, я понял, что это - активная позиция - нужно и полезно.

Т. А ты свою не-активность как-то себе объяснял?

К. Потребность в активности я себе объяснял. Тогда, в 10 классе, тесты по темпераменту показывали, что я флегматик. (в этой фразе проявляется склонность К. к тому, что я ещё в начале нашего общения называла "типология личности" - позже я поняла, что это его стремление избежать таким образом неуверенности в себе - когда человек знает, к какому типу личности он относится, ему легче принимать решения, исходя из описаний этого типа, он думает, что может прогнозировать своё поведение и поведение других людей, это снижает уровень тревоги от спонтанности и неопределённости контакта с другими). Спустя два года в гимназии, в институте, 2 курс, там уже сангвиник вылез. Не знаю, насколько это всё на самом деле так, мне показалось, что я смог как-то себя изменить.

Т. Для тебя было важно, что есть какие-то объективные показатели того, что что-то в тебе изменилось?

К., перебивая, "да, да, да". Мне нужна была определённая цель - мне нужно было развить общительность, чтобы коммуницировать и целей добиваться. Потом 6 лет института.

Т. Тебе легче жить в то время стало? Ты перестал быть замкнутым.Стал более открытым.

К. Да, я увидел, сколько всего интересного - на 1 курсе в КВНе участвовал. И это было интересно. Я понял, что есть творческое начало, которое неплохо бы развить.Такой ключевой момент - время диплома, конец 5 курса, я познакомился с девушкой.

Т. Это сколько лет назад, Андрей?

К. Это .(думает).в 2003 году познакомились в ноябре.

Т. 4 года назад. Тебе был 21 год.

К. (Думает, считает)

Т. Ну, 21-22года.

К. 22. Подходим сейчас к работе. Оба хотели серьёзных отношений, постоянства. По поводу работы - были всякие "консультанты", которые предполагали командировки, и был ХХХ. Девушка хотела, чтобы я сидел в Москве. По сути дела, она меня толкнула в ХХХ. В определённый момент (прошло 12 минут сессии)



Вот она - связь профессиональной и личной сфер. Идёт спокойное повествование, в содержание которого я полностью включена, до этого момента я считала неуместным обращаться к функции id. Далее к вопросам я "подключила" короткие комментарии, по большей части, касающиеся моего понимания услышанной информации. Выделяю ключевые слова терапевта, поддерживающие клиента:



Т. Как у тебя переплетено.

К. Да, всё, на самом деле, переплетено. Другое дело, что в компанию "ХХХХ" меня не взяли по другим причинам - я не прошёл собеседование. Но всё равно - наперекор ей, я собирался идти в штат.

Т. Т.е. это не совсем соответствовало твоим желаниям?

К. На тот момент я не очень понимал, что я хочу. Мне хотелось интересную работу, связанную с общением.

Т. Т.е., в принципе, ты готов был ей уступить.

К. Да. Вообще, в отношениях тогда было ошибкой слишком много компромиссов - это были не компромиссы, это были уступки.

Т. Уступки. Односторонние.

К. Да, и я устал. И ушёл из этих отношений именно потому, что я дурачок такой, я очень много пасовал. Я хотел отношений, и я постоянно, не то, что постоянно, но очень много.

Т. Вкладывал.

К. Да. Я больше вкладывал, чем получал, сто процентов. Романтика вся от меня исходила, сейчас я смотрю назад и думаю, что же я там нашёл? А нашёл я там как раз то самое спокойствие, которое оказалось излишним, что и привело к расставанию, потому что: Андрей с цветами - "Ах, спасибо, хорошо, положите на комод".

Т. (смеюсь) Иронично сейчас очень о себе говоришь. Такое ощущение, что прожито и не беспокоит.

К. У меня сейчас очень высокая планка ( к девушкам), и поэтому я . какие-то серьёзные отношения не получаются пока.

Т. Высокая планка к девушке?

К. Да, высокая планка к девушке, к себе и ко всему, на самом деле. Это такой как раз "синдром отличника".

Т. А к психотерапевту?

К. Поскольку психотерапия для меня примерно то же самое, что консалтинг - нечто размытое - но если в консалтинге я полностью разочарован, а про психотерапию я ничего не знаю.

Т. Хорошо. Тогда ко мне как к человеку, который претендует на то, чтобы в чём-то тебе помочь? Ожидания же какие-то есть?

К. Честно сказать, может быть, это неправильно, я не жду никаких конкретных результатов, было бы неплохо, если бы они были. Мне интересен сам процесс. С одной стороны, меня немножко смущает то, что я на тебя всё это выливаю, с другой стороны, я понимаю, что это твоя профессия, это нормально.

Т. Ты сейчас сказал про ожидания, связанные с результатами, но результат - это нечто после совместной работы (К. - "да,да"). А конкретно от меня ожидания какие-то есть?

К. Конкретно от тебя - выслушать и, может быть, увидеть какие-то моменты, которые, на твой взгляд, могут являться ключевыми, чтобы куда-то посмотреть, чтобы понять, в чём причина того, что происходит сейчас.

Т. "Скажи мне, куда, и я тебя направлю" (смеёмся).



Последняя фраза - цитата моего терапевта. Я часто использую эту фразу в работе, она обладает чудесной способностью возвращать ответственность за процесс изменений, которую "дикие" клиенты зачастую перекладывают на терапевта. В вышеописанном кусочке работы я "возвращала" Андрея к отношениям "здесь и сейчас", к нашему контакту. Однако Андрей "отделывается" общими фразами, избегает конкретики. Он демонстрирует желание "разложить по полочкам", найти причины и всё уладить с помощью умозаключений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий