Развитие слуха ребенка
Для развития слухового внимания, различения звуков и умения определять, где находится источник звука, надо, чтобы ребенок часто слышал негромкую речь взрослых, старших детей, ласково разговаривающих с ним. Хорошо также спеть песенку, позвенеть погремушкой или предоставить ребенку возможность послушать другие мелодичные звуки. Слуховое внимание проявляется в том, что, когда ребенок прислушивается к звукам, движения его задерживаются, он перестает плакать.
В течение второго-третьего месяцев младенец начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: перестает беспокойно двигаться и кричать при разговоре с ним взрослого или при звучании погремушки. Слуховое внимание возникает при все более разнообразных звуках, длительность его возрастает.
Примерно к трем месяцам ребенок начинает определять, где находится источник звука. Если позвенеть погремушкой около полутора-, двухмесячного ребенка так, чтобы он не мог ее видеть или, спрятавшись, позвать его, то малыш не повернется к источнику звука. Однако выражение его лица и задержка движений говорят о том, что он слышит. Он просто еще не знает, откуда этот звук исходит. Узнает он об этом постепенно, если часто будет одновременно видеть взрослого и слышать его голос или видеть погремушку и слышать ее звучание.
Стремление увидеть источник звука сперва проявляется в том, что ребенок переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону, но лишь к концу третьего месяца он научится быстро и безошибочно поворачивать голову и находить взглядом лицо говорящего человека.
Научившись находить источник звука, трехмесячный ребенок не только быстро находит взглядом мать, отца, когда те обращаются к нему, но и сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. С этого времени его связь с окружающим значительно расширяется. Теперь он может зрительно воспринимать не только то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивать глазами разговаривающих людей, предметы, издающие звук.
Когда двух-, трехмесячный ребенок спокойно бодрствует, он прислушивается к окружающим звукам, по-разному на них реагирует: резкие, громкие звуки обычно пугают его, он вздрагивает, а иногда начинает плакать, к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса он прислушивается с большим вниманием, радуется им. Необходимо почаще ласково разговаривать с ребенком. Когда малыш спокоен, ласковый разговор радует его; когда плачет – успокаивает.
Нормальное развитие слуха
Когда речь идет о человеке, очень трудно дать определение тому, что такое «нормальное развитие». Мы все разные и, следовательно, у нас разные темпы развития.
Мы составили перечень общих этапов развития ребенка с нормальным слухом. Ваша главная задача состоит в том, чтобы проследить, проходит ли ваш ребенок все этапы развития. Не так важно, в каком возрасте ребенок доходит до определенного этапа.
Этапы развития слуха ребенка
Пренатальная (дородовая) стимуляция
На 20-ой неделе беременности плод уже имеет рудиментарный слух. Начиная с этой стадии слух постепенно развивается до рождения ребенка. Плод может слышать звуки, поступающие из вне, но воспринимает низкочастотные звуки намного лучше, чем высокочастотные.
0-4 месяцев
Ребенок пугается внезапных и громких звуков и начинает локализировать звуки глазами или движением головы.
3-6 месяцев
Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Вероятно, на этой стадии ребенок начинает узнавать знакомые голоса.
6-12 месяцев
Лепетание. Ребенок начинает понимать простые слова такие как, например, «мама» и «папа» и реагировать на простые предложения.
от года до полутора лет
Лепет постепенно переходит в слова. Ребенок может использовать около 20-ти слов и понимать около 50-ти.
2 года
В большинстве случаев ребенок уже может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детские книжки, и он может указывать пальцем на рисунки в книжке и называть названия часто встречающихся в ней предметов.
3-4 года
Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы задавать вопросы и выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.
Упражнения на развитие слуха
Половина случаев существующей глухоты — следствие невнимания. Развивать слуховые восприятия — это развивать внимание и интерес. Слух может быть развит этими упражнениями, от выполнения которых ваша слуховая память будет улучшаться с каждым днем.
Последняя часть публикации материалов выдающегося американского психолога Джона Уильяма Аткинсона (John William Atkinson), специалиста в области психологии мотивации и мотивации достижения.
Искусство его состоит не только в разумном воспроизведении звуков, но и в развитии такого совершенного слухового восприятия, что он может различать самые неуловимые различия в звуках и таким образом способен воспроизвести их. Таким даром обладают и многие дети и воспринимают так точно услышанные звуковые впечатления, что, сохранив их, они способны воспроизвести их всегда очень искусно.
В развитии слуха замечаются индивидуальные различия. Некоторые вообще обладают очень острым слухом или воспринимают звуки какого-нибудь определенного рода, но слабо восприимчивы или совсем не восприимчивы к музыкальным звукам, тогда как многие музыканты очень несовершенно различают посторонние звуки. Некоторые отлично различают звуки одного рода и с трудом звуки другого.
Признанные авторитеты установили, что «половина существующей глухоты — следствие невнимания» . Если это так, то вполне понятно, что развивать слуховые восприятия — это развивать внимание и интерес. Это будет более понятно, если мы вспомним, что мы обыкновенно совершенно невнимательны к звукам, занимаясь чем-нибудь другим, так как в этом случае звуки, хотя и входят свободно в наше ухо, но разум наш, занятый иным, не сознает получаемого впечатления. Часто, однако, мы в состоянии припомнить сказанное в то время, когда мы не слушали. Это есть действие памяти подсознания.
К сожалению, в современной жизни слишком пренебрегают упражнением слуха; слух может развиться в гораздо большей степени, чем какое-либо другое чувство. Он может быть развит упражнениями и соответственным уходом и в то же время запущен при небрежности и невнимании.
Индейцы обладали таким удивительным слухом или, вернее, так развили его, что слышали шаги приближающегося врага, приложив ухо к земле. Простой шелест листа или треск сучка отчетливо слышатся ими. Дирижер различает самую незначительную дисгармонию или уклонение от тона или размера в его оркестре и без затруднения укажет сделавшего ошибку. Слепцы, лишенные зрения, развили слух до высших степеней. Он у них так остр или, точнее, у них так развито внимание и интерес к звукам, что они могут назвать предмет, мимо которого идут, по отзвуку своих собственных шагов и таким образом могут отличить спокойно стоящего человека от фонарного столба.
Ниже мы приведем несколько упражнений для развития слуха.
Упражнение 1.
При прогулке по улице старайтесь схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеству и разнообразию несогласованных между собой фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики. Все это — последствие внимания и интереса.
Конечно, это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе, разве только, если вы не чужды человеческих слабостей.
Упражнение 2.
Старайтесь различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда опять его услышите. Каждый человек имеет особый голос и очень интересно изучать различные типы голосов и их характерные черты.
Вы заметите, что у каждого человека своя, присущая ему манера произносить и делать ударение на некоторых словах, вы также заметите, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией или особенностями произношения.
Я знал людей, много путешествовавших, которые были в состоянии безошибочно определить, из какой части страны тот или другой человек, услышав его голос. Кроме того и характер человека часто отражается на его голосе, и изучающий этот вопрос сможет составить очень хорошее представление о духовном облике говорящего. Я советую вам посвятить немного времени и внимания этому предмету в свободные минуты.
Упражнение 3.
Очень интересно стоять на месте, где нельзя видеть говорящих, и стараться различить их голоса и сопоставить их с лицами. Я слышал об игре, где несколько лиц садятся за занавеску или ширму и произносят некоторые слова, заставляя угадывать свои голоса. Находящиеся по другую сторону ширмы стараются угадать говорящих; говорят, что последствия бывают забавны, так как многие затрудняются различить голоса своих родных и лучших друзей, между тем как другие, внимательнее относящиеся к голосам, могут угадывать владельца каждого голоса.
Упражнение 4.
Мне была известна одна молодая женщина, служившая в громадном предприятии; она могла различить самую незначительную разницу в звуке шагов каждого, занятого в помещениях вдоль того же длинного коридора, как и она. Она уверяла, что каждая походка имеет свои характерные особенности и доходила даже до утверждения, что характер идущего обнаруживается в его поступи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Для желающего изучать характеры и в тоже время развивать свой слух представляется обширная область.
Упражнение 5.
Очень полезное упражнение будет и в том, если прослушать несложную мелодию, а потом пропеть или просвистеть ее. Как ни просто это кажется, но оно сильно помогает развитию слуха и разовьет попутно внимание к звукам. Желающие попробовать найдут, что у них развивается новый интерес к мелодиям, и будут наслаждаться музыкой лучше, чем прежде.
Упражнение 6.
Посещайте всевозможные лекции, проповеди т.п. и, относясь с наибольшим вниманием к каждой, старайтесь повторить затем все, что вы запомнили. Перечитывайте речи, разбирайте их и повторяйте возможно больше сказанных фраз. Это не только способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и один из наилучших способов стать умелым оратором.
Студенты, долго посещающие любимого профессора, постепенно приобретают более или менее его стиль речи, а слушание хороших ораторов разовьет попутно с памятью слушателя и свободу выражения, значительно превышающую ту, которой он обладал раньше. Это особенно действенно, если ученик будет повторять изречения и выражения, слышанные им.
Если упражняться в запоминании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно точнее не только слов, но и выражений, то он найдет, что развивает в себе силу выражений и суждений, которые принесут ему впоследствии пользу.
Упражнение 7.
Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного — это тот, который распространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений.
Ключ к секрету этого чудесного метода состоит в начинании самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении. Индусские учителя начинают с повторения ученику одной строчки из Вед. Последний основательно запоминает строчку, запечатлевая в своем уме слова и их значения, т.е. он видит каждое слово строчки, как будто оно стоит перед ним. Он может повторить строчку с начала и с конца, и знает место каждого слова.
На следующий день он заучивает другую строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и соединяет их таким образом в своей памяти. На третий день прибавляется третья с повторением первых двух и присоединением третьей, и т.д. ежедневно по строчке. Повторение, конечно, очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление.
Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две строки в день, затем по три и т.д., пока не приобретет невероятную способность. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Изучающему этот труд и желающему развиваться в таком направлении, мы посоветовали бы попросить кого-нибудь читать ему ежедневно по строчке и повторять эту строчку, пока она окончательно не закрепится в его памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сразу.
Лучше начать со строчки какого-нибудь стихотворения. Прослушав строчку один раз, постарайтесь повторить ее. Если не можете повторить ясно и полно, прослушайте еще раз и т.д., пока не будете знать ее основательно. Затем повторите несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постарайтесь сказать ее в обратном порядке. Если вы настолько запечатлели ее в памяти, что как бы видите перед собой слова, вам это не покажется трудным, раз вы приобретете навык.
На второй день повторите выученную строчку раньше, чем приняться за другую; выучив эту, повторите обе сразу. В следующие дни прибавляйте ежедневно по строчке, имея в виду, что повторение — наиболее важное условие. Думайте о значении слов, так же как и о словах самих по себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Задаваться слишком многим зараз не следует.
Строчка в день даст вам в скором времени материал, повторение которого будет не очень затруднять вас. Не следует относиться с пренебрежением к видимой простоте и легкости задачи. Это та же система, по которой индусские ученики учатся запоминать книги, равные по объему Библии. Постепенно, постоянным повторением они приобретают это искусство.
Вы учите не просто строки какой-нибудь поэмы, но вы развиваете и приучаете ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Вы найдете, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем при таком образе действий. Труды ваши будут вознаграждены за это.
Если вы найдете, что интерес ваш к этим опытам ослабевает, то возьмитесь для разнообразия за другую поэму или предмет, но не забывайте повторять по временам и старые строчки. Перемена придаст опыту новую силу и поможет вам вернуться к старым строчкам с новым интересом.
понедельник, 5 апреля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий